Очень надеюсь что прозвучат следующие болезненные темы:
1. Тема слабых проектов по реставрации и воссозданию высокохудожественных деталей памятников и исторически фасадов зданий: скульптуры, ковки, мозаики, витражей etc . С проекта начинается все, и допущенные в проекте ошибки растут как снежный ком в дальнейшем при производстве работ. К сожалению, качество согласуемых в КГИОП проектов из года в год все хуже. Складывается впечатление , что историко-культурные экспертизы и проверки проектов носят весьма формальный характер - на главное, чертежи никто не смотрит.
2. Аттестация реставраторов - с прошлого года была ужесточена, обязательным стало личное присутствие на аттестационной комиссии Минкульта. До 2018 много соискатели получили аттестацию по почте дистанционно, т.е. были возможности сделать "липу" человеку даже без профильного образования. Все выданные аттестации до 2018 нуждаются в перепроверке. Большое количество, так называемых аттестованных реставраторов не умеет ни рисовать, не лепить, - т.е. не имеют классического художественного образования.
3. Лицензирование юр.лиц. Наличие нужных лицензий никак не говорит о компетенции фирмы, - аттестованных специалистов зачастую набирают как мертвые души для получения требуемых лицензий. Чтобы получить лицензию на определенный вид деятельности фирма должна показать наличие в штате аттестованных сотрудников (см. предыдущий вопрос).С прошлого года количество лицензий было сокращено. Но жизни порядочным фирмам это не упрощает, а только усложняет. Лицензирование - при ужесточенной с прошлого года аттестации становится ненужным нагромождением.
Например, чтобы нарисовать частному инвестору фонарь мне не нужно ничего - придумываю, рисую, моделирую детали и изготавливаю в мастерской и при этом я буду нести личную ответственность за результат работы.
Чтобы только проектировать утраченный исторический фонарь для города мне нужна лицензия на проектные работы и целый штат аттестованных специалистов: архитектор, конструктор, технолог etc/, при этом ответственность за качество проекта перед городом,в этом случае - нулевая.
В качестве примера плачевного уровня реставрации продемонстрирую "воссозданный" в позапрошлом году по неизвестным "авторским чертежам" козырек училища холода ИТМО (проект согласован в кгиоп ) и историческую фотографию фасада, которая легко гуглится в интернете. 27.05.19 - Реставрация невыполнима
В Петербурге 8,5 тысяч памятников. Около 4000 из них включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все это – огромный фронт работ для реставраторов. И с каждым годом он становится все больше, ведь процесс старения не останавливается ни на секунду. Но сложившаяся система ведения реставрации не позволяет должным образом заботиться о богатом историческом наследии города. Специалисты пытаются привлечь внимание к проблеме, называют ситуацию критической и пишут письма президенту. Парадокс в том, что главная проблема вовсе не в недостаточном финансировании. Но что тогда мешает реставраторам восстанавливать Петербург? Узнаем в понедельник в Открытой студии.